Главная » 2014 » Апрель » 26 » Статья Активизация познавательных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, на уроках истории...
22:32
Статья Активизация познавательных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, на уроках истории...

Активизация познавательных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, на уроках истории посредством вовлечения обучающихся в военно-патриотический казачий клуб.

Такие понятия как «неблагополучная семья», «семья группы риска», «семья, находящаяся в социально-опасном положении» обрели в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие из печального частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отражаться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в массе семей генерирует неблагополучие в социетальном масштабе. В таких семьях утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Дети отрываются не только от семьи, но и от общества, от школы. Возникает проблема формирования полноценной личности и будущего гражданина.

Актуальность опыта работы напрямую связана с проблемой низкой учебной мотивации обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, их незанятости во внеурочное время и десоциализацией. Для таких детей воспитание духовности, патриотизма, нравственной культуры, формирование здорового образа жизни на сегодняшний день являются важнейшими элементами формирования личности и гражданина.

Научной основой работы послужили интерактивный и эвристический методы, которые исследовали Фокин Ю.Г., Букатов В.М., Андреев В.И., Хуторской А.В. и многие другие деятели педагогики.

По выражению д.п.н. Андрея Викторовича Хуторского: «Основная цель исследований научной школы – проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной и рефлексивной деятельности». Именно этим тезисом в своей работе я и руководствовался.

Инновационной составляющей опыта работы является гармоничный синтез урочной и внеурочной занятости по единому направлению.

Работа с детьми, находящимся в социально-опасном положении, сама по себе сложная, т.к. интересы этой группы обучающихся лежат далеко за пределами школы. Они требуют особого внимания со стороны учителя, перед которым встают следующие задачи: 1) создание благоприятных условий для развития личности ребенка; 2) оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём; 3) защита ребенка в его жизненном пространстве.

Содержание исторического образования может быть усвоено в результате овладения обучающимися приемами познавательной деятельности, которые соответствуют их индивидуальным способностям. При анализе умений можно отметить, что в процессе обучения должны формироваться как общеучебные, так и специальные коммуникативные и исторические умения.

Однако задача усложняется, если перед вами дети, находящиеся в социально-опасном положении. Их непросто заинтересовать даже посещением школы, не говоря уже о конкретных предметах.

В связи с этим была предложена и воплощена следующая идея: активизировать познавательные интересы данных обучающихся к истории через деятельность военно-патриотического казачьего клуба «Есаул». Работа клуба осуществляться в двух направлениях: освоение занимающимися традиционных казачьих элементов военно-физической подготовки и современных технических видов спорта.

Сущность работы заключалась в том, чтобы во время внеурочной деятельности при работе в военно-патриотическом клубе привить детям стремление не только к физическому самосовершенствованию, но и к духовному, интеллектуальному.

Такая стратегия внеурочных занятий, обладая относительной автономностью, составляет с курсом по истории единое целое. Она реализуется параллельно, и поэтому учителю нет особой нужды очерчивать промежуточные цели, хотя учет дополнительно развиваемых умений должен вестись, так как появляется возможность в большей степени задействовать взаимосвязь разных видов деятельности.

Упоминание подвигов русских воинов на занятиях в клубе приводят к активизации познавательных интересов на уроках истории. Дополнительными заданиями, которые порой выдаются по предложению самих обучающихся, здесь могут служить подготовка сообщения, реферата или презентации о событиях того или иного военного конфликта, военной техники, других видов вооружения. Яркие события и личности отечественной военной истории дают пример подражания молодому поколению, воспитывают в них патриотизм, оказывают влияние на мировоззрение, становление личности.

При обучении истории ведущая роль принадлежит формированию исторического мышления. Возможности для его формирования возникают при соотнесении ассоциативной и чувственной форм мышления и обусловлены конкретными методическими средствами. Развитие способности мыслить осуществляется через развитие таких форм мышления как предметно-образное (наглядно-образное), соответствующее репродуктивному уровню познания, и понятийно-словесное (словесно-логическое), которое соответствует творческому уровню познания.

Кратко упомянутые на занятиях в клубе невоенные исторические события уже на уроках истории подлежат более широкому обсуждению. С помощью построения логических цепочек от военной истории к общей, круг рассматриваемых вопросов расширяется и тема урока, таким образом, раскрывается полностью. Содержание истории, как учебного предмета, подводит обучающихся к осознанию определённых общечеловеческих ценностей, порождает избирательное отношение и дает возможность стимулировать познавательные интересы обучающихся.

Также здесь следует отметить, что для детей, находящихся в социально-опасном положении, характерно девиантное поведение. Одним из важнейших факторов, влияющих на становление личности такого ребенка, является окружающая среда. Используя положительные воспитательные ресурсы среды и организуя их в единое воспитательное пространство, можно направить формирующуюся личность несовершеннолетнего в нужное русло.

Работа ведётся не только в учебное, но и в каникулярное время. Так, во время работы летнего лагеря нами были совершены две выездные экспедиции по окрестностям Старого Оскола – сёла Архангельское и Роговое. В обоих случаях мы побывали в гостях у прабабушек двоих учеников. Они рассказывали о том, как война затронула эти места. В Роговом в лесной полосе имели возможность наблюдать окопы, землянки и блиндажи, точнее то, что от них осталось, времён ВОВ.

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие промежуточные выводы:

1. Вовлечение детей, находящихся в социально-опасном положении, в военно-патриотический казачий клуб в процессе организации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории является важным инструментом для повышения качества знаний и развития интереса к предмету.

2. Интерактивный и эвристический методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.

3. Систематическая работа по данному направлению позволила добиться определенных результатов при обучении истории детей, находящихся в социально-опасном положении. Обучающиеся имеют базовые знания по предмету «история». У них вырабатываются умения и навыки для самостоятельного приобретения званий. У обучающихся наблюдается устойчивая мотивация к изучению предмета. Они имеют стопроцентную успеваемость, а качество знаний держится на достаточном уровне и постоянно растёт.

4. У обучающихся формируются умения и навыки, необходимые для самостоятельного приобретения знаний. Они владеют теорией базового уровня программы, успешно применяют её на практике, у обучающихся присутствует логическое мышление, умение выделять главное в учебном материале. При ответах ребята излагают свои мысли с учетом терминологии курса.

5. Дети активно участвуют в жизни клуба «Есаул», принимают участие в туристических походах, экскурсиях.

6. Использование такой методики на основе образовательного и духовно-нравственного компонентов народной культуры русского казачества способствует развитию у детей, находящихся в социально-опасном положении, высоких гуманистических и патриотических чувств.

В заключении скажу, что работа будет вестись в том же направлении. Заинтересованность обучающихся заметно возросла, увлечение историей, особенно военной, массовыми спортивными играми показывает насколько в целом такой подход удачен.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Активизация познавательной деятельности и формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения истории в средней общеобразовательной школе. Методические рекомендации. Л.: Ленингр. обл. ин-т усовершенств. учителей, 1987. - 79 с.

2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Колоскова. - М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.-304 с.

4. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение. 1988. - 208 с.

6. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.

7. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 1997, № 1. - С. 15 - 19.

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. - М: Пед. общество России, 2001. - 224 с.

9. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-256 с.

Просмотров: 525 | Добавил: nik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]