Главная » 2013 » Декабрь » 7 » ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
16:18
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Кокшаров Н.А.,

учитель истории,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13»

 

Проблема формирования исторического сознания молодёжи посредством изучения многих аспектов и нюансов Великой Отечественной войны в настоящее время является актуальной. Связано это с необходимостью обращаться в современных условиях к культурно-исторической памяти народа. Искажение исторического сознания, утрата исторической памяти — это факт, который уже нельзя не признать. Рушится связь времен, преемственность поколений. Явление это пагубно для нашей страны, которая ныне крайне нуждается в духовных и нравственных опорах, в традициях и ценностях, без которых нацию сплотить невозможно.

Формирование исторического сознания помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Изучение истории Великой Отечественной войны как раз этому в полной мере и способствует. Ведь нет семьи в России, которую бы не затронула эта война, нет и не будет равнодушных к этой войне.

Казалось бы, победа СССР в Великой Отечественной неоспорима. События той эпохи останутся в памяти надолго, внуки и правнуки еще долго будут гордиться подвигами своих дедов, прадедов, сограждан. Однако, не только зарубежные историки, но и некоторые отечественные пытаются изобразить Советский Союз главным виновником и провокатором войны, а его победу над нацистской Германией представить «чистой случайностью».

Все эти “переписывания” и переоценки истории имели небезобидные последствия. Как показали социологические исследования, публикации в СМИ множества подобных материалов на исторические темы снизили количество людей, испытывающих гордость за историческое прошлое своего отечества.

Гордость за историческое прошлое своего народа - одна из важнейших составляющих исторического сознания, обусловливающая его национальное достоинство. Потеря этих качеств ведет к формированию колониальной психологии: в людях появляется ощущение своей неполноценности, недоразвитости, бесперспективности, ощущение разочарования, духовного дискомфорта.

Именно поэтому, когда Россия находится в состоянии глубокого кризиса, уже многократно звучали предупреждения об опасности, грозящей русской нации не только с точки зрения ее физического вымирания, но и потери ею своей национальной самобытности, так называемого национального идентита на основе разрушения национального исторического сознания. Поэтому изучение истории Великой Отечественной войны и формирование исторического сознания приобретает в современных условиях практическое значение. Перед преподавателем истории стоит важная задача формирования национального исторического сознания молодежи, необходимость помочь ей сохранить национальные традиции, чувство принадлежности к своему народу, чувство гражданственности, личную ответственность за его безопасность и целостность отечества, гордость за его историю.

Глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию молодёжи в духе гражданственности и патриотизма. Об этом написал известный французский историк Марк Ферро в своей книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» после изучения опыта преподавания истории в школах разных стран мира.

Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа.

Именно память о победе в Великой Отечественной войне способна объединить весь российский народ, сообща отстоявший независимость Родины. Несомненно, величайшей ценностью России является его многонациональный народ. Как никакое другое событие, великая победа способствует развитию толерантности и укреплению дружбы народов, что очень актуально на сегодняшний день.

На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходят отбор и формирование у молодёжи общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств молодёжь никогда не станет частью нашего народа. Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего.

Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно. Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.

Забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании. Иначе страна наша не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных революций, конфликтов и войн.

Список использованных источников

 

  1. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы II Региональных историко-педагогических чтений (Белгород, БелГУ, 15 ноября 2007 г.) / Отв.ред. И.Ф.Исаев, А.М.Болгова. – Белгород: БелГУ, 2007. – 352 с.
  2. Формирование исторического сознания как фактор гуманитаризации образования. Авт. проф. Е.И. Федоринов, Воронежский государственный университет / по материалам сайта http://www.rciabc.vsu.ru/
  3. Материалы сайта http://protown.ru/
  4. Формирование исторического сознания современной молодежи. Авт. Д.Я. Крюкова / по материалам сайта http://utopiya.spb.ru/
Просмотров: 1317 | Добавил: nik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]