Главная » Статьи » Мои статьи |
Одаренный ребенок – это особенный
ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей
характерна чрезвычайная любознательность
и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую
опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.
Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать
оптимальному развитию одаренных детей?». Стремление к творческой деятельности
считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают
собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности
требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы
решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную
самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее
вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное
влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере
самостоятельности и мотивации к освоению нового. Учитывая особенности одаренных детей и
подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть
возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности
самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие
предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать
педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать
и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые
информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение. Особую
роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой
школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.
Среди
всех зарубежных стран наиболее широкий размах работы с одаренными детьми наблюдается в США.
Можно отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей:
«магнитные школы», «классы почета», «неградуированные классы», обучение в
группах «смешанных способностей». Особое значение в образовании одаренных детей
играют информационные технологии, поскольку с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию
обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы
личности. В
Соединенных Штатах активно используют различные стратегии обучения одаренных
детей, на основе которых осуществляется разработка специальных учебных
программ. К основным стратегиям можно отнести: ускорение (раннее поступление в
школу, ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в
профильных классах, обучение в частной школе); обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным
уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за
счет получения дополнительного материала к традиционным курсам); междисциплинарное обучение (глобальный характер тем и
проблем для изучения, высокий уровень насыщенности содержания).
Россия
вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем
недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой
является создание государственной системы выявления, развития, поддержки
одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого
потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению
одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности», в которой
изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых
детей. Государственная
политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных походов по выявлению,
обучению и поддержке одаренных детей. В
качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в
России можно выделить: 1. систему
дошкольных образовательных учреждений – детские сады общеразвивающего вида,
«Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для
формирования способностей дошкольников; 2. систему
общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для
индивидуализации обучения одаренных детей; 3. систему
дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и
развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; 4. систему
школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в
процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые
образовательные учреждения). Важно иметь в виду, что два последних
подхода являются сегодня наиболее распространёнными. Они позволяют учесть
познавательные и личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует
расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают
возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы. В обучении одаренных учащихся в РФ
применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: 1. Ускорение. Позитивным
примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря,
творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных
курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности. 2. Углубление. Данный
подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по
отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В
нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики,
физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам
соответствующих предметов. 3. Обогащение. Занятия
планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для
свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. 4. Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. | |
Просмотров: 1244 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |