Главная » 2014 » Июль » 9 » Современные подходы к проблеме одарённости
16:17
Современные подходы к проблеме одарённости

Современные подходы к проблеме одарённости

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной  образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная  любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню  интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи
и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому
в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно
и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы
на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

 

Среди всех зарубежных стран наиболее широкий размах работы
с одаренными  детьми наблюдается в США. Можно отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные классы», обучение в группах «смешанных способностей». Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии, поскольку
с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности.

В Соединенных Штатах активно используют различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых осуществляется разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям можно отнести: ускорение (раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в профильных классах, обучение
в частной школе); обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала
к традиционным курсам); междисциплинарное обучение (глобальный характер тем и проблем для изучения, высокий уровень насыщенности содержания).

 

Россия вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой является создание государственной системы выявления, развития, поддержки одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию одаренности», в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей.

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных походов по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:

  1. систему дошкольных образовательных учреждений – детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников;
  2. систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  3. систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
  4. систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми
    и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения).

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются сегодня наиболее распространёнными. Они позволяют учесть познавательные
и личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  1. Ускорение.

Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения
по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.

  1. Углубление.

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики
и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

  1. Обогащение.

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

  1. Проблематизация.

Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода
к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого
характера  - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся.

 

Просмотров: 946 | Добавил: nik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]